• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Кирилл Александрийский
Кирилл Александрийский
греч. ???????? ?? ????????????
Cyril of Alexandria.jpg
Кирилл Александрийский
Рождение:

376 год(0376)

Смерть:

27 июня 444(0444-06-27)

Почитается:

в Православной и Католической церквях

В лике:

святителей

День памяти:

18 (31) января
9 (22) июня

Кирилл Александрийский (греч. ???????? ?? ????????????) (376 — 27 июня 444) — христианский египетский экзегет и полемист, возглавивший оппозицию несторианству. Представитель александрийской богословской школы, организатор гонений на язычников, «еретиков» и иудеев. Отец Церкви.

Жизнеописание

Точных сведений о дате рождения Кирилла Александрийского нет. Также неизвестно, где и у кого он учился[1].

Кирилл был одним из представителей александрийской архиепископской «династии», начавшейся с Афанасия Александрийского, в которой александрийская кафедра переходила от дяди к племяннику: преемником Афанасия стал его племянник Петр, которого на александрийской кафедре сменил дядя Кирилла Феофил; преемником Кирилла, в свою очередь, стал его племянник Диоскор.

Александрийская архиепископская «династия» в IV—V веках соперничала с Константинопольским патриархатом: так, дядя Феофила Петр отказался признать константинопольское архиепископство Георгия Назианзина (Григория Богослова) , Феофил же выступил против константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, обличавшего злоупотребления клира, созвал против в Халкедон на «собор под дубом», на котором Иоанн был осуждён и отправлен в изгнание. Кирилл в 403 году в чине диакона и сопровождал своего дядю на этот собор, унаследовав вражду к Иоанну — когда в 417 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, Кирилл заявил: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда — не апостол?»[2]. В дальнейшем Кирилл выступил против константинопольского патриарха Нестория и отстаиваемых им идей антиохийской богословской школы (несторианства).

В 412 году, после смерти Феофила, Кирилл занял место дяди, причем его интронизация сопровождалась беспорядками и вмешательством войск [1], во время интронизации Кирилл вступил в конфликт со светскими властями Александрии и, став александрийским епископом, стал претендовать не только на духовную, но и на светскую власть; по словам Сократа Схоластика:

Кирилл … вступил на епископство с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священнического сана и начало самовластно распоряжаться делами.

— Сократ Схоластик. «Церковная история», Книга VII, глава 7[3]

Став епископом, Кирилл закрыл церкви новациан и конфисковал их священную утварь [4].

Также Кирилл всеми мерами боролся за религиозно-политическую власть в Александрии, преследуя язычников, иудеев и христиан-противников его епископата, что неоднократно приводило к кровопролитию [1]; в конфликтах с властями и населением города он опирался на нитрийских монахов, вооруженных его дядей и предшественником по александрийскому епископату Феофилом против гермопольского епископа Диоскора (Диоскор порицал Феофила за корыстолюбие)[5].

Наиболее кровавыми эпизодами этой борьбы были организованные Кириллом избиение префекта Египта Ореста и изгнание евреев из Александрии [4], что явилось одним из первых изгнаний евреев из христианских стран [6], описанное Сократом Схоластиком:

Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам, … — и синагоги у них отнимает, а самих изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времен Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам.

— Сократ Схоластик. «Церковная история», Книга VII, глава 7[7]

С 428 года боролся против учения Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского.

В 431 год организовал III Вселенский собор, на котором было осуждено учение Нестория и утверждено почитание Девы Марии Богородицей.

Кирилл и Гипатия

Основная статья: Гипатия

Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея большое влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, так как христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан[8], сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и убила её[9].

Современник св. Кирилла, христианский историк Сократ Схоластик пишет, что убийство Ипатии людьми «с горячими голосами под начальством некоего Петра <...> причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову»[10][11]

Несмотря на это утверждение Сократа Схоластика, позднейшие авторы вину за смерть Гипатии часто возлагают на Кирилла Александрийского. Так, в сборнике «Реформаторы церкви» (1970), наряду с упоминанием Кирилла как одного из величайших святых, отмечается: «Он, по крайней мере морально, ответствен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии». Ф. Тиннефельд замечает: «Можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа»[12]. П. Ф. Преображенский отмечает: «…Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика… По странной иронии судьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинство христианской богоматери, как девы и матери не человека, а именно Бога, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки…»[13]. Такую же версию поддерживают ряд других источников[14][15][16][17].

Сергей Аверинцев отмечает, что Гипатия могла быть принята за мага, что и стало причиной её смерти: «Одного нельзя сказать ни о смерти Сопатра, ни о смерти Максима, ни даже о много более трагической и несправедливой смерти Ипатии: нельзя сказать, что суеверные современники по невежеству приняли ученых за магов. Ученые сами выдавали себя за магов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они были жертвами суеверия, однако того суеверия, которое сами обосновывали и распространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии».[18]

А. Мень отмечает, что «Кирилл не был непосредственным виновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет»[1]. А.Л. Дворкин в «Очерках по истории Вселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальных источников, подтверждающих версию об ответственности св. Кирилла за гибель Ипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы».[19]

Учение и литературная деятельность

Кирилл Александрийский — один из наиболее значительных богословов своего времени, продолжатель традиций Александрийской школы, создатель христологической доктрины, синтезировавшей христологические идеи Афанасия Александрийского, каппадокийцев и Аполлинария Лаодикийского. Он автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике [20].

Кирилл написал многочисленные полемические сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин «ипостасное единство».

Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице — «Тезаврос» и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» Юлиана Отступника. Среди антиохийских богословов его основным противником был Феодорит Кирский.

Понимание свт. Кириллом «??? ????? ??? ???? ????? ???????????»

По свт. Кириллу, «единая природа Бога Слова воплощённая» (др.-греч. «??? ????? ??? ???? ????? ???????????») включает в себя не только индивидуальное человечество Иисуса, но и всю полноту обоженного человечества — всех спасённых и спасаемых, то есть, всю церковь.

В этом состоит радикальное отличие свт. Кирилла от последующего миафизитства, которое свело понятие человечества внутри "единой природы" (др.-греч. «??? ?????») к индивидуальному человечеству Христа. Таким образом, в отрицании православного учения об обожении человека и воплощении Бога сошлись две противоположности — монофизитство и несторианство.[21]

В официальном исповедании веры, обращённом к императору Феодосию II, свт. Кирилл пишет, в частности, следующее:

Один и Тот же есть и Единородный и Перворожденный. Единородный Он есть как Бог, и Перворожденным Он стал за нас, Перворожденным из многих братий — по причине таинства соединения с человеческой природой. Логос Божий стал человеком, да (станем) и мы, яко (пребывающие) в Нем и через Него, сынами Божиими природно же и по благодати (др.-греч. ??????? ?? ??? ???? ?????), причем, природно — потому что в Нем и только в Нем, причаственно же и по благодати мы (пребываем) через Него в Духе.

— «Увещание о правой вере к Феодосию II, 30, 1»[21]

Примечания

  1. ? 1 2 3 4 А. Мень. Кирилл Александрийский // Библиологический словарь
  2. ? Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие, Глава 10
  3. ? Сократ Схоластик. «Церковная история», Книга VII, глава 7
  4. ? 1 2 Кирилл Александрийский // Энциклопедия «Кругосвет»
  5. ? Сократ Схоластик. «Церковная история», Книга VII, глава 4
  6. ? Александрия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. ? Сократ Схоластик. «Церковная история», Книга VII, глава 13
  8. ? Гипатия. // Энциклопедия «Религия».
  9. ? Edward Jay Watts, (2006), City and School in Late Antique Athens and Alexandria. pages 197—198. University of California Press
  10. ? Сократ Схоластик. Церковная история. - VII, 13–15.
  11. ? См. перев. с греческого, выполненный в Санкт-Петербургской духовной академии.
  12. ? Дешнер Карлхайнц. Криминальная история христианства; в 4 кн. Кн. 2. — М., 1999. — С. 178. // Цит. по: Владимиров А. Кумран и Христос. — М.: Беловодье, 2002. — С. 173.
  13. ? Преображенский П. Ф. Вступление. // Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия. — Харьков: ИКП «Паритет» ЛТД, 1994.
  14. ? Соловьёв В. С. Гипатия. // Толковый словарь по философии.
  15. ? Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М.: «Молодая гвардия», 1971.
  16. ? Гипатия, Ипатия. // Атеистический словарь. Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986.
  17. ? Гипатия. // Большая советская энциклопедия.
  18. ? Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли. // Культура Византии. IV- первая половина VII века. — М., 1984, с. 59
  19. ? Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. - 928 с.
  20. ? Шабуров H. В. Кирилл Александрийский // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000.
  21. ? 1 2 Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 2, гл. 2, с. 110-113.

Литература

Творения

  • «О святой христианской религии против безбожного Юлиана» (сохранилась не полностью). На основании этого труда можно реконструировать значительную часть трактата императора Юлиана «Против галилеян».

Труды, посвященные полемике с арианами

  • «Сокровищница»,
  • «О святой и неразделенной Троице» и др.

Труды, посвященные полемике с Несторием

  • «Главы (или анафематизмы)»
  • «Схолии о воплощении Единородного»,
  • «О правой вере»,
  • «Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей»,
  • «О том, что един Христос» и др.

Русские переводы

  • Толкование на пророка Малахию. СПб., 1842. 118 стр.
  • Творения. Ч. 1-15. М., 1880—1912. (переиздаются, начиная с 2000 года)
    • Ч. 1. О поклонении и служении в духе и истине. Кн. 1-6. 1880. 369 стр.
    • Ч. 2. То же. Кн. 7-12. 1882. 385 стр.
    • Ч. 3. То же. Кн. 13-17. 1884. 303 стр.
    • Ч. 4. Глафира, или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. Кн. 1-7. 1886. 421 стр.
    • Ч. 5. Глафира, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход, Левит, Чисел, Второзакония. 1887. 326 стр.
    • Ч. 6. Толкование на пророка Исаию. 1887. 545 стр.
    • Ч. 7. То же. 1889. 507 стр.
    • Ч. 8. То же. Отрывки толкования на Иеремию, Варуха, Иезекииля и Даниила. 1890. 535 стр.
    • Ч. 9. Толкования на пророков Осию, Иоиля, Амоса. 1891. 543 стр.
    • Ч. 10. Толкования на пророков Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, 1893. 448 стр.
    • Ч. 11. Толкования на пророков Захарию, Малахию. 1897—1898. 336 стр.
    • Ч. 12. Толкования на евангелие от Иоанна. Кн. 1-3. 1899—1901. 502 стр.
    • Ч. 13. То же. Кн. 4-6. 1902—1906. 501 стр.
    • Ч. 14. То же. Кн. 7-10. 1906—1909. 422 стр.
    • Ч. 15. То же. Кн. 11-12. Указатель. 1912. 582 стр.

Исследования

  • Проф. Л. И. Писарев. Кирилл, архиепископ Александрийский († 444) Статья из Православной Богословской Энциклопедии под ред. Н. Н. Глубоковского. Том 10. СПб, 1909 г.
  • Прот. Георгий Флоровский. Св. Кирилл Александрийский. Париж, 1933 г.
  • Святой Кирилл Александрийский. Житие
  • Кирилл Александрийский (ок.377-444)
  • Шабуров Н. В., доцент РГГУ, директор Центра изучения религий РГГУ. Кирилл Александрийский и герметизм // Сборник «Мероэ». Вып. 4. М., 1989. С. 220—227.
  • Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского. Киев, 1889.
  • Тихон (Лященко Т. И.) Св. Кирилл, Архиепископ Александрийский: Его жизнь и деятельность. К., 1913
  • Тихон (Лященко Т. И.) Значение св. Кирилла Александрийского в истории христианского богословия. Киев, 1913.
  • Вишняков А. Император Юлиан Отступник и полемика с ним св. Кирилла архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908;
  • Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М., 1997
  • St. Cyril of Alexandria (Catholic Encyclopedia)
  • Rehrmann A. Christologie des hi. Cyrill von Alexandrien. Hildesheim, 1902;
  • Hebensperger J. H. Die Denkwelt des hi. Cyrill von Alexandrien: Eine Analyse ihres philosophischen Ertrags. Munch., 1924;
  • Du Manoir de Juaye H. Dogme et spiritualite chez Saint Cyrille cTAlexandrie. P., 1944;
  • Kerrigan A. St. Cyril of Alexandria Interpreter of the Old Testament. Roma, 1952;
  • Diepen H. M. Aux origines de 1’antropologie de Saint Cyrille cTAlexandrie. P., 1957;
  • Wilkert R. L. Judaism and the Early Christian Mind: A Study of Cyril of Alexandria’s Exegesis and Theology. N. Haven-L, 1971;
  • Malley W.E. Hellenism and Christianity: The Conflict between Hellenic and Christian Wisdom in the Contra Galilaeos of the Julian the Apostate and the Contra Julianum of St. Cyril of Alexandria. Roma, 1978.

Богословский, философский и исторический контекст

  1. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
  2.  Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление
  3. Флоровский Г. В. Византийские отцы V—VIII вв. М, 1992, с. 43—73;
  4. Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
  5. Карташёв А. В. Вселенские Соборы. Париж, 1963

Ссылки



Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.