• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Корнилий Псково-Печерский

Корни?лий Пско?во-Пече?рский (Корнилий Псковский; 1501(1501), Псков — 1570) — игумен Псково-Печерского монастыря (1529—1570). Канонизирован православной церковью в лике преподобномучеников, память совершается 20 февраля (по юлианскому календарю) и в 4-ю неделю (воскресение) по Пятидесятнице в составе Собора Псково-Печерских святых.

Содержание

Жизнеописание

Согласно житию, Корнилий родился в боярской семье в городе Пскове. Обучался в Мирожском монастыре где приобрёл склонность к духовной жизни и монашеству, однако после обучения он вернулся домой. Окончательное решение о монашеском постриге Корнилий принял после поездки в недавно образованный Псково-Печерский монастырь.

Игуменство

Приняв не ранее 1523 года[1] пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет в 1529 году он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия).[2] Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.[3]

Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. Для пополнения библиотеки использовались не только русские рукописи, так в 1561 году с Афона в монастырь было доставлено «Уложение о ектеньях».[4]

По время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодник для поминовения. Предание гласит, что в 1560 году после богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы Корнилий послал русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду и в ту же ночь город загорелся и был взят.[2]

При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря: прокопаны далее монастырские пещеры, перенесена за монастырскую ограду на приезжий монастырский двор в Печерском посаде деревянная церковь Сорока мучеников Севастийских, а в 1541 году на её месте построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; в 1559 году построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1558—1565 годах Корнилий по указанию царя Ивана Грозного окружил монастырь мощной каменной стеной с девятью башнями и тремя воротами (над главными воротами была построена каменная церковь во имя Николая Чудотворца).[5] Кроме построек в самом монастыре Корнилием была построена церковь Одигитрии на Печорском подворье в Пскове (1538 год), а также Троицкая церковь и церковь Рождества Христова в окрестных монастырских сёлах.

Литературная деятельность

Начитанность и образованность Корнилия отмечали уже его современники. Новгородский архиепископ Феодосий писал о нём: «зане же, сыну, сам Божественное писание в конец веси».[6] К литературному наследию преподобного Корнилия относят:

  • Повесть о Псково-Печерском монастыре. Причиной написания Повести послужили ложные слухи о происхождении монастыря. Сам Корнилий писал об этом в предисловии к своему труду:

По благословению отец, иже прежде мене бывших зде игумена и священника Дорофея и Герасима, иже быша в та лета, яже строился новый сей монастырь, по совету и проразсуждением всех яже о Христе братиа нашеа повелено бысть мне худому и грешному написати сиа, помысливши о сем им и рекшим яко не лепо есть Пречистыа Богородица чудесем и явления сего святаго места к перваго началника глаголатися от неких человек — он сице и инже инако.[4]

В Повести Корнилий рассказывает об истории открытия пещер и основании монастыря, о первом иноке Ионе, о постройке «ветхого» монастыря при игумене Мисаиле, а также подробности монастырского быта того времени. Составление Повести относится к 1531 году;[7]

  • III Псковская летопись.[8] Работа была начата после прекращения в в середине XVI века традиционного летописания в Пскове. Корнилий внёс в летопись описание не только событий, происходивших в Пскове, но и общерусские известия, касавшиеся главным образом военных действий;
  • Описание чудес Печерской иконы Божией Матери.[2]

В память о преподобном Корнилии ежегодно в Печорах проводятся Корнилиевские православные образовательные чтения.

Смерть

Корнилий был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим.[9]

— Н.И. Костомаров

К более ранним источникам, сообщающих об убийстве Корнилия Иваном Грозным относятся:

  • Сочинение Андрея Курбского «История о великим князе Московском»: Тогда же убит был по его приказу Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж святой, известный своей службой.[10]
  • Повесть о Псково-Печерском монастыре (конец XVI века): «в год зимы, в лето 7078-е, февраля в 20-й день» Корнилий был казнен «земным царем», «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».[11]
  • Царский «синодик опальных», в котором с имени Корнилия начинается перечень, казнённых Иваном IV псковичей.[12]

Причиной убийства Корнилия Иваном Грозным считают его предполагаемую поддержку опального князя Курбского, с которым Псково-Печерский монастырь состоял в переписке (сохранилось три послания Курбского в монастырь, написанные в 1563—1564 годы, до и после его побега в Литву).[1]

Согласно летописи, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре сразу после убийства царь раскаялся и на своих руках перенёс тело Корнилия в монастырь. Монастырская дорожка к церкви Успения, на которую капала кровь преподобного, получила название «Кровавый путь».[13]

Мощи

Тело Корнилия было погребено в монастырских пещерах. В 1690 году по указанию митрополита Псковского и Изборского Маркелла мощи, ставшие почитаться целебоносными, были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в новом гробе в стене храма. Ко дню открытия мощей преподобного относят составление ему церковной службы. Рака для мощей преподобного неоднократно обновлялась: 17 декабря 1872 года мощи были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году переложены в более богато украшенную раку.[13]

Примечания

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.