• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Антоний (архиепископ Новгородский)
Антоний Новгородский
Martirieva P 2.jpg
Мартириева паперть новгородского Софиского собора — место погребения святителя Антония
Имя в миру:

Добрыня Ядрейкович

Смерть:

8 октября 1232(1232-10-08)
Хутынский монастырь

Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирован:

в 1439 году

В лике:

святителей

Главная святыня:

мощи в новгородском Софийском соборе

День памяти:

8 (21) октября, 10 (23) февраля, во 2-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых)

Труды:

«Книга Паломник»

Архиепископ Антоний (в миру — Добрыня Ядрейкович; ум. 8 октября 1232) — архиепископ Новгородский (1210—1218, 1226—1228, 1228—1229), епископ Перемышльский (1220—1225), известен своим описанием паломничества в Константинополь — «Книга Паломник». Почитается Русской православной церковью в лике святителей, память совершается (по юлианскому календарю): 8 октября (день смерти), 10 февраля (Собор святителей Новгородских) и во 2-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых).

Содержание

Жизнеописание

Возможно был сыном воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 году.[1] Из Новгородской первой летописи известно:[2]

Добрына Ядр?иковиць изъ Цесаряграда и привез? съ собою гробъ господень, а самъ пострижеся на Хутин? у святого Спаса; и волею божиею възлюби и князь Мьстислав и вси новгородьци, и послаша и въ Русь ставитъся; и приде поставленъ архиепископъ Антонии

Эти события последовали после его возвращения в 1208 (1209) году из паломничества в Константинополь. По сообщению проложного жития святителя Антония (сообщение жития считается не вполне надёжным[1]) после его пострига преподобный Варлаам, основатель Хутынского монастыря, успел ему передать игуменство.

В январе 1210 года сторонниками князя Мстислава Мстиславича Удатного новгородский архиепископ Митрофан был изгнан с кафедры и на его место был избран Антоний. Его направили в Киев к митрополиту Матфею, который рукоположил его во епископа.[3] В 1218 году после того как князь Мстислав окончательно покинул Новгород и переселился в Галич горожане сместили Антония с его кафедры и вернули архиепископа Митрофана:[4]

новгородьци же въведоша архиепископа Митрофана въ дворъ опять на столъ, а къ Онтонию послаша: «поиди, кде ти любо».

Двух епископов направили в Киев чтобы митрополит Мефодий выбрал одного из них и утвердил новгородским архиеерем. В 1219 (1220) году митрополит назначил Митрофона архиепископом Новгородским, а Антония возвёл на Перемышльскую кафедру. Вероятно Антоний был первым перемышльским архиеерем и образование этой кафедры связано с влиянием князя Мстислава, в чьём владении находился Перемышль.[3]

Новгородский епископ Митрофаний скончался в 1223 году. Его преемник Арсений не был рукоположён во епископа и согласно Киево-Печерскому патерику новгородская кафедра, несмотря на нахождение Антония в Перемышле, считалась «Антониевым местом».[3] В 1225 году Перемышль заняли венгры и Антоний оставил свою кафедру. Согласно Первой Новгородской летописи зимой 1225—1226 годов «Приде архиепископъ Антонии ис Перемышля въ Новгородъ и с?де на своемь стол?, и ради быша новгородьци своему владыц?».[4]

Весной 1228 года Антоний оставил кафедру и удалился в Хутынский монастырь. Причиной этого стала его болезнь начавшаяся 17 марта — «он?м? на святого Ольксия»[4] то есть святитель полностью онемел и тем самым ему стало невозможным управлять епархией. Однако начавшиеся осенью того же года беспорядки в Новгороде прервали покой Антония:[4]

заутра във?доша опять Антония архиепископа и посадиша с нимь 2 мужа: Якуна Моис?евиця, Микифора щитник.

Однако попытка организовать управление Новгородской епархией Антонием посредством этих двух помощников не удалась. В 1229 году новым новгородским архиепископом по жребию был выбран Спиридон, а Антоний вновь удалился в Хутынский монастырь на покой. Он скончался 8 октября 1232 года и был похоронен на Мартириевой паперти Святой Софии Новгородской.

Паломничество в Константинополь

Антоний дважды, еще до своего монашеского пострига, совершал паломничество в Константинополь — в 1200 и около 1208/9 года).[1] Изначально, после смерти своего отца, он решил посетить Святую землю.[5] Проходя через Галицко-Волынское княжество он встретился с князем Романом Мистиславовичем и в составе его посольства отправился в Константинополь. Прожив в столице Византии несколько лет он после его захвата крестоносцами в 1204 году покинул Константинополь и вернулся на Русь, так и не посетив Иерусалим.

Из своего паломничества он привёз в Новгород ряд святынь: ризы Феодора Стратилата, мощи Власия Севастийского, часть камня от гроба Иоанна Богослова, частицу Животворящего Креста, меру «гроба Господня» и мощи великомученицы Варвары. Частицу Животворящего Древа Антоний поместил в большой воздвизальный крест Софии Новгородской. Он украшен надписью «Господи, помози рабу Своему Антону, архи[епископ]у Новгородьскуму, давшюму […] крьстъ [Святои Со]фии».[3]

«Книга Паломник»

На основе впечатлений от первого паломничества им была написана «Книга Паломник». Она известна в двух авторских редакциях и содержит сведения о святынях столицы Византии до её разорения крестоносцами в 1204 году.[6] Только во второй редакции «Паломника» содержится краткая приписка о захвате Константинополя и его разграблении. Сочинение отличается лаконичным изложением и многочисленными легендарными подробностями, основанными на устных преданиях.

Книга сохранилась в девяти списках XVI—XVII веков, которые дают отдалённое представление об оригинальном тексте.[6] Сочинение Антония является источником сведений о русско-византийских связях начала XIII века. «Книга Паломник» в рукописях часто содержится вместе с «Хождением игумена Даниила».

Почитание и канонизация

Местная канонизация святителя Антония вероятно произошла в 1439 году, когда было установлено празднование новгородским князьям и святителям, погребенным в Софийском соборе.[1] День празднования Евфимий Новгородский установил на 10 февраля. Имя святителя Антония включено в «Описание о российских святых» конца XVII—XVIII веков. Местную канонизацию Антония подтвердило его включение в Собор Новгородских святых (празднование установлено 10 июля 1981 года).

Иконописные подлинники XVIII—XIX веков дают следующие указание по написанию икон святителя Антония:

Брада руса, поуже Власиевой, в шапке и во амфоре [омофоре], Евангелие, ризы святительския.

По мнению В.Г. Пуцко к реликвиям, связанным с Антонием Новгородским, относятся поручи и Евангелие, хранившиеся в новгородском Хутынском монастыре, которые традиционно приписывали Варлааму Хутынскому.[7]

Примечания

  1. ? 1 2 3 4 Антоний (Добрыня Ядрейкович) // Православная энциклопедия
  2. ? Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 46-49.
  3. ? 1 2 3 4 Карпов А. Ю. Антоний, архиепископ Новгородский
  4. ? 1 2 3 4 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 59-72.
  5. ? Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в новгородской письменной традиции // Древняя Русь. 2003. № 4 (14) С. 16-17
  6. ? 1 2 Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский // Словарь книжников и книжности Древней Руси
  7. ? Пуцко В. Г. Хутынские произведения-реликвии первой четверти XIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 10 (20). СПб., 2005. С. 45—65.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Саженцы Роз Высокого качества почтой. Большой Выбор. Успейте заказать
flordoranzh.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.