• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Фольквин Теруанский
Фольквин
фр. Folquin
епископ Теруана
816/817 — 855
Предшественник: Гримбальд
Преемник: Гумфрид
 
Смерть: 15 декабря 855(0855-12-15)
Эскельбек
Отец: Иероним
Мать: Эркенсинда

Фольквин (фр. Folquin[1]) (умер 15 декабря 855[2], Эскельбек) — епископ Теруана (816/817—855). Святой, почитаемый Римско-католической церковью (день памяти — 14 декабря)[3].

Содержание

Биография

Происхождение

Фольквин происходил из побочной ветви династии Каролингов. Согласно житию святого, написанному во второй половине X века[4], его отцом был Иероним, внебрачный сын майордома Франкского государства Карла Мартелла, матерью — вестготка Эркенсинда[5]. С детства предназначенный родителями для церковной жизни, Фольквин получил духовное образование, став, по словам жития, одним из лучших знатоков Священного писания своего времени[6].

Избрание епископом Теруана

Отказавшись от придворной карьеры, Фольквин удалился в один из монастырей, расположенных в окрестностях Теруана. Став здесь известным своей праведной жизнью, в конце 816 года он был избран духовенством и народом этого города в преемники скончавшегося епископа Гримбальда. Получив на это согласие императора Людовика I Благочестивого, в начале 817 года Фольквин был рукоположен в епископский сан. Вероятно, эту церемонию провёл архиепископ Реймса Эббон, глава митрополии, в которую входила Теруанская епархия[7].

Взойдя на епископскую кафедру, Фольквин все свои усилия направил на исправление церковной дисциплины, во многом забытой при его предшественниках, а также заботе о пастве, сильно страдавшей от начавшихся в это время набегов викингов. Житие святого описывает его как благотворителя простых людей и порицателя злоупотреблений знати, не любившего посещать королевский двор, но уважаемого многими придворными за своё благочестие[6].

Конфликт с Гуго Сен-Кантенским

В 839 году император Людовик Благочестивый поручил Фольквину урегулировать спор между монастырями Сен-Бертин и Сент-Омер, находившимися на территории Теруанской епархии. Ранее второй из них был дочерней обителью первого, но бертинский аббат Фредегиз в 820 году разделил эти два монастыря, в Сен-Бертине поселив монахов-бенедиктинцев, а в Сент-Омере — каноников. Преемник Фредегиза, императорский архиканцлер Гуго Сен-Кантенский, вновь попытался восстановить былое единство, но встретил в этом намерении упорное сопротивление братии Сент-Омера. Рассмотрев доводы обеих сторон, Фольквин принял компромиссное решение, сохранявшее независимость Сент-Омера, но дающее право аббатам Сен-Бертина на пользование частью имущества отделившегося монастыря[6].

Аббат Гуго не был доволен этим решением, считая, что потеря Сент-Омера сильно уменьшила влияние и богатство его обители. Чтобы компенсировать эту утрату, в 843 году он решил похитить и перевезти в один из подчинённых ему монастырей главную реликвию епархии — мощи святого Омера, хранившиеся в кафедральном храме Теруана. Собрав отряд воинов, якобы для помощи королю Карлу II Лысому, и заручившись поддержкой предателя, монаха Мавра, которому было поручено охранять реликвии, во время одного из отъездов Фольквина из города Гуго беспрепятственно вошёл в Теруан. Захватив святые мощи, он намеревался доставить их в Сен-Кантен, но 8 июня на берегу Лиса был настигнут ополчением теруанцев во главе с самим епископом. В произошедшем здесь бою победу одержало войско Фольквина. Гуго Сен-Кантенский бежал, а мощи святого Омера были торжественно возвращены в кафедральный собор[6].

Перенесение мощей

В 846 годe епископ Фольквин, опасаясь возможного нападения на Теруан норманнов, укрыл наиболее ценные реликвии своей епархии: мощи святого Омера были спрятаны в склепе в церкви Нотр-Дам-де-Теруан, а мощи святых Бертина и Винока — под алтарём церкви Сен-Пьер[8].

Участие в церковных соборах

За время своего управления Теруанской епархией епископ Фольквин участвовал в работе нескольких церковных соборов[7]. В августе 840 года на соборе в Ингельхайме он одобрил восстановление на кафедре Реймса архиепископа Эббона, а в 846 или в 847 году на Парижском соборе поставил свою подпись под актом о новом осуждении этого прелата. Фольквин в 849 году присутствовал на соборе в Кьерси, осудившем учение о предопределении Годескалька, а в 853 году — на Суассонском соборе, рассмотревшем вопросы о церковной дисциплине и взаимоотношениях королевской власти и церкви Франкского государства[7][9].

По свидетельству Флодоарда, Фольквин был адресатом одного из писем архиепископа Реймса Гинкмара. В этом послании тот поручал епископу Теруана рассмотреть жалобу одного из клириков на притеснения со стороны епископа Нуайона Иммона, а также просил передать новому кафедральному собору Реймса какие-нибудь из святых реликвий, хранившихся в Теруане. О том, какой был дан ответ на это послание, ничего не известно[10].

Последние годы

В 853 году король Карл II Лысый назначил епископа Фольквина одним из двенадцати церковных «наместников» (лат. missatica), области полномочий которых, вероятно, совпадали с территориями митрополий, входивших в Западно-Франкское государство[7].

К этому времени Фольквин был уже глубоким старцем. Как сообщает житие святого, под тем предлогом, что из-за этого тот не мог уже в должной мере исполнять свои обязанности, король Карл II Лысый, в нарушение церковных канонов, прислал в Теруан своего человека, который должен был сместить епископа и сам возглавить епархию. Однако этого так и не произошло: после одной из воскресных месс Фольквин публично проклял как того, кто прибыл, чтобы занять его место, так и всех сопровождавших его лиц. По словам жития, тех, на кого обрушился гнев епископа, охватил внезапный страх, они в ужасе бежали из города, но на обратной дороге претендент на епископскую кафедру упал с коня и умер, а все те, кто был с ним, в течение года погибли в результате несчастных случаев[6].

Святой Фольквин скончался 15 декабря 855 года в селении Эскельбек, во время одной из пастырских поездок по своей епархии. Согласно высказанному им ранее пожеланию, его тело было перевезено в Теруан и похоронено рядом с могилой святого Омера[6].

Опасаясь, что король Карл II Лысый вновь попытается неканонически поставить во главе Теруанской епархии своего человека, архиепископ Гинкмар Реймсский поручил епископу Лана Пардулю проконтролировать ход выборов. В результате, с согласия духовенства и народа Теруана, на эту кафедру был возведён монах Прюмского аббатства святой Гумфрид[11].

Посмертное почитание

Уже вскоре после смерти Фольквин стал почитаться в Теруанской епархии как святой. Впоследствии его культ распространился и на другие земли Фландрии. 13 ноября 928 года произошло обретение мощей святого: с согласия аббата Сен-Бертина Адалольфа и епископа Этьена, останки Фольквина были извлечены из его могилы и помещены на алтарь церкви Сен-Бертинского монастыря. Около 967 года дальний родственник святого, аббат Лоббского монастыря Фольквин, написал житие своего предка, передающее предания о жизни святого епископа и многочисленных чудесах, якобы, совершённых им[4]. Это самое раннее агиографическое сочинение, посвящённое этому святому. 7 июня 1181 года было осуществлено новое перенесение мощей Фольквина Теруанского[7].

В настоящее время святой Фольквин почитается Римско-католической церковью как святой. Его имя внесено в Римский мартиролог[12]. День памяти Фольквина отмечается 14 декабря, а в Аррасской епархии также 7 июня и 13 ноября[8]. Он является святым покровителем нескольких городов, в том числе, Эскельбека, Питгама и Волькеренкова[3].

Примечания

  1. ? Также Folkwin и Folcuin.
  2. ? По другим данным, умер 14 декабря.
  3. ? 1 2 Gu?rin P. Les petits Bollandistes. — Paris: Bloud et Barral, 1876. — Т. XIV. — P. 303—304. — 694 p.
  4. ? 1 2 Folquinus, abbatum Laubienses. Vita Folquini episcopi Morinensis. — Monumenta Germaniae Historica SS. — Hannover: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1887. — Т. XV. — P. 423—430. — 574 p.
  5. ? Carolingian nobility  (англ.). Foundation for Medieval Genealogy. Проверено 29 мая 2011.
  6. ? 1 2 3 4 5 6 Van Drival. L?gendaire de la Morinie, ou Vies des Saints de l’ancien Dioc?se de Th?rouanne. — Boulogne: Berger Fr?res, Imprimeurs, 1850. — P. 353—365. — 394 p.
  7. ? 1 2 3 4 5 Folcuin  (нем.). Genealogie Mittelalter. Проверено 29 мая 2011.
  8. ? 1 2 Folkwin (Folcuin)  (нем.). Stadlers Vollst?ndeges Heiligenlexikon. Проверено 29 мая 2011.
  9. ? Roisselet de Saucli?res M. Histoire chronologique et dogmatique des Conciles de la Chr?tient?. — Paris: Meller Fr?res Libraire Religieuse, 1846. — Т. III. — P. 428—429, 446—449, 460—461, 470—474. — 624 p.
  10. ? Flodoard. Histoire de l’Eglise de Reims III, 21.
  11. ? Flodoard. Histoire de l’Eglise de Reims III, 20.
  12. ? Florilegium Martirologii Romani  (нем.). ?kumenisches Heiligenlexikon. Проверено 29 мая 2011.

Литература


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.