• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)
Православный собор
Спасо-Преображенский собор
Собор Преображения Господня всей гвардии
Вид на Спасо-Преображенский собор со стороны ул. Пестеля, февраль 2008 года
Вид на Спасо-Преображенский собор
со стороны ул. Пестеля, февраль 2008 года
Страна Россия
Город Санкт-Петербург, Преображенская площадь
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская 
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта М. Г. Земцов, П. А. Трезини, В. П. Стасов
Основатель Елизавета Петровна
Первое упоминание 1743
Строительство 1743—1754 годы, восстановлен в 1825—1829 годах
Приделы Главный — Преображения Господня, северный — священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный — преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Реликвии и святыни Образ Спаса Нерукотворного;
чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»;
складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина;
икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей.
Статус
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810634000объект № 7810634000
Состояние Отличное
Сайт Официальный сайт

Координаты: 59°56?35? с. ш. 30°21?09? в. д.? / ?59.943056° с. ш. 30.3525° в. д. (G) (O)

Спа?со-Преображе?нский собо?р (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым в 1829 году. Памятник архитектуры.

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок)[1].

Содержание

История

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка[1]. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 года в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».[1][2][3]

8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.[1][2][3][4]

В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён митрополитом Серафимом 5 (17) августа 1829 года. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.[1]

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.[1][3]

С 1922 до 1926 (Союз Церковного Возрождения Антонина Грановского[5]) и с 1935 года до января[6] 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур[7][8]; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде[8]. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек[9], в котором оказывалась помощь раненым[10].

В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Архитектура

Площадь собора составляет 1180 м?, высота — 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Высокие полуциркульные окна закомпонованны в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами. Стены собора также декорированы лепными панно с воинскими атрибутами.

Интерьер

В храме есть три придела: главный, освящённый во имя Преображения Господня, северный (левый) — во имя священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный (правый) — во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Главный купол собора расписан под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей. Четырёхъярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам Стасова, образа написаны художниками Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, В. К. Шебуевым, А. Е. Егоровым и др. Роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым

Ограда

В 1832—1833 годах по проекту архитектора Стасова в память о победе в русско-турецкой войне 1828—1829 годов вокруг собора сооружена ограда, основа которой — стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, а также взятые в сражении под Кулевчи. На стволах сохранились вычеканенные гербы Оттоманской империи, а на некоторых из них — данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть».[11] По повелению императора Николая I в дар собору были выделены 18- и 24-фунтовые трофейные орудия.

Ограда состоит из 102 бронзовых орудийных стволов, установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом. Стволы орудий установлены дульным срезом вниз, в знак того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях. Все средние стволы украшены двуглавыми орлами с коронами. Все группы орудий соединяются массивными декоративными цепями. Створки главных ворот собора украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Также вокруг собора стояли двенадцать орудий и два единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность Преображенского полка.

В 1886 году в ограде выстроена часовня (архитектор И. Б. Слупский). В 1916 году архитектором С. О. Овсянниковым планировалась постройка усыпальницы для захоронения офицеров, павших в Первой мировой войне, но она так и не была осуществлена.

Вскоре после революции золочёные двуглавые орлы на ограде, а также медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды были демонтированы и уничтожены. В 2004 г. все эти элементы были воссозданы и возвращены на свои места.

Любопытный факт: специально для эпизода в х/ф "Две жизни" (1961 г., режиссёры В. Беренштейн и П. Познанская) на ограде Спасо - Преображенского собора, с западной стороны были в точности восстановлены двуглавые орлы, а на центральных воротах - медальоны с крестами и крест с сиянием поверх ворот. После окончания съёмки все эти элементы были демонтированы.

Святыни и реликвии

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 году подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович. На аналое (подставке для книг) у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. Эта икона была написана знаменитым московским иконописцем С. Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича и была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской битве, и при кончине и отпевании.[12] На аналое у левого клироса лежит другая чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это — копия с чудотворной иконы из московского храма Преображения Господня на Большой Ордынке, сделанная в 1711 году по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны в память о спасении русской армии во время Прутского похода.[12] Она была перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1932 году из закрытой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице.[2]

В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах — бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.[1][4]

С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда[13].

Персоналии духовенства, связанные с собором

С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим[14]. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.

В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров[15].

С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).

С 23 июня 1987 года настоятель собора — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, брат Патриарха Кирилла.

Настоятели собора

Настоятели собора за всю историю[16]
Даты Настоятель
28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп Лука Иванов
13 марта 1758—1781 протопоп Андрей Михайлов
1781 — … протопоп Симеон Матфиев
1793—1798 протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов
18 июня 1799—1806 священник Иоанн Рябинин
1806 — март 1807 протоиерей Александр Александров
31 марта 1808 — 1 января 1816 протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий
29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей Антипа Гаврилович Гаврилов
11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей Василий Иаковлевич Сицилинский
12 мая 1867— 15 октября 1882 протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884)
1882 — после 1895 протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский
4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841- ...)
19 февраля 1908 — 30 июля 1918 протоиерей Сергий Александрович Голубев (1860—1918)
1918 — … протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917)
1921 — июль 1923 протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров
июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков)
25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 «архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле)
1924 — 12 января 1925 «священник» Михаил Васильевский
январь 1925 — апрель 1925 «священник» А. Строганов
1932 — 2 августа 1933 протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933)
26 августа 1933—1935 протоиерей Иоанн Васильевич Морев
1935 — 13 марта 1936 протоиерей Николай Иоаннович Измайлов
март 1936 — 1 апреля 1937 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
1 апреля 1937 — 14 октября 1937 протоиерей Александр Феодорович Архангельский
октябрь 1937—1940 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
1940 — 19 декабря 1941 протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941)
декабрь 1941 — январь 1944 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
12 января 1944 — 21 ноября 1945 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
10 декабря 1945 — 4 марта 1973 протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977)
21 февраля 1973 — 25 мая 1977 протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981)
25 мая 1977 — 2 марта 1986 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940)
2 марта 1986 — 1 июля 1987 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932)
23 июня 1987 год — настоящее время протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940)

Примечания

  1. ? 1 2 3 4 5 6 7 Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
  2. ? 1 2 3 «Спасо-Преображенский собор» на сайте «Русские церкви»
  3. ? 1 2 3 «Спасо-Преображенский собор» на spbcity.info
  4. ? 1 2 «Собор всей гвардии», М. Умецкая, журнал «Костёр», № 2 за 2000 год
  5. ? Анатолий Левитин. Отрочество. Церковь. // Лихие годы: 1925—1941., стр. 64.
  6. ? Докладная записка Г. Г. Карпова в СНК СССР об организационных вопросах жизнедеятельности РПЦ и обновленческой церкви См. раздел II.
  7. ? Накануне великого испытания (религиозные конфессии Ленинграда в кон. 1930-х — нач. 1940-х годов) // Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны.
  8. ? 1 2 Анатолий Левитин, Вадим Шавров. Закат обновленчества. // Очерки по истории русской церковной смуты.
  9. ? «Стоял, пылая, город» на сайте «Православный Санкт-Петербург»
  10. ? Русская Православная Церковь и ее жизнь в советском государстве в годы Великой Отечественной Войны. // Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
  11. ? Б. К. Пукинский 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — 432 с.
  12. ? 1 2 В. Н. Островская Информационный справочник «Святыни православного мира». — М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. — С. 195. — 400 с. — ISBN 5-85482-056-0
  13. ? Утрата и второе обретение мощей На сайте Преображенского собора города Белгорода
  14. ? Житие священномученика митрополита СЕРАФИМА (Чичагова) На сайте «Россия»
  15. ? ГЛАВА IV. Русская Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре и заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (1925—1936) // Владислав Цыпин. Истории Русской Церкви 1917—1997.
  16. ? Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб.: 1876 Т. 5. — С. 84—240. Санкт-Петербургский мартиролог. — СПб.: Миръ, 2002. — 415 с.

Литература

  • Невдачин И. И. Спасо-Преображенский всей гвардии собор: Краткий исторический очерк. — СПб: 1904.
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. — СПб: Лики России, 2003. — ISBN 5-87417-114-2
  • Куфершейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е. Улица Пестеля (Пантелеймоновская). — Л.: Товарищество «Свеча», 1991.
  • Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. — Л: Лениздат, 1990. — 192 с. — (Зодчие нашего города). — ISBN 5-289-00609-5
  • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. (по документам ЦГА СПб). — СПб: ЦГА СПб; НИЦ Мемориал, 1996. — 183 с.

Ссылки



Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.